«Тайная история» Донна Тартт

«Тайная история» Донна Тартт Рецензия Обзор

На прочтение «Тайной истории» меня вдохновил тот факт, что это детектив, где события разворачиваются на кампусе американского колледжа. Я страсть как люблю колледж-фильмы (скорее говорю про «Общество мертвых поэтов», а не «Американский пирог»), а вот книги про студенчество совсем не приходят на ум.

Кстати, передать эту обстановку Донне Тартт удалось мастерски, да и не удивительно — она писала книгу, когда сама, как и ее герои, была студенткой факультета классической филологии в колледже Вермонта. Ах, эти крылатые выражения на латыни, ах, Гомер и его Илиада, ах, пьяные вакханалии в угоду Дионису! Герои с равным самозабвением отдаются изучению мертвых языков и богемному дебошу. И хотя в истории достаточно наркотиков и алкоголя, даже это Тартт описывает как-то элегантно, без лишней пошлости.

Что касается сюжета, он как бы разворачивается в обратном порядке. Нам известно, что пятеро друзей убили шестого своего однокашника. Но что к этому привело? Это и цепляет читателя.

Постепенно мы узнаем героев ближе и еще больше ломаем головы: почему они его убили? Это кажется неправильным, невозможным. Ведь они так полны жизни:

Джулиан встает с почетного места во главе стола и поднимает бокал с вином. «Живите вечно», — произносит он.

И все мы встаем следом и, будто отряд кавалеристов, скрещивающих сабли, со звоном сдвигаем бокалы: Генри и Банни, Чарльз и Фрэнсис, Камилла и я. «Живите вечно!» — хором откликаемся мы и единым жестом подносим бокалы к губам.

Всегда, всегда один и тот же тост. Живите вечно».

Наконец, когда мы доходим до той точки, с которой погрузились в чтение: убийство Банни Коркорана, сюжет из детективного перетекает в тонкий психологический.

«Тайная история», Донна Тартт

Теперь уже главный вопрос — не почему и как они убили, но что стало с ними дальше.

Этому сопутствует огромное множество интриг, любовные связи, секреты и тому подобное. Порой даже лишнего.

Но я задала себе вопрос: получилась бы книга такой без хитро переплетенных линий человеческих отношений? Пожалуй, нет. Значит, всё на своих местах, и того требует повествование.

Даже тема гомосексуализма, которая, кстати, затронута и в «Щегле», не выглядит вымученно, как дань моде, а гармонирует с сюжетом и событиями. Как говорят сами герои книги — вполне ожидаемо для студентов, которые с утра до ночи зубрят античные тексты.

Катастрофа жизни молодых людей разворачивается с поистине достоевским размахом, в чем признается автор устами своих героев:

И где ты только набрался этой достоевщины?

Да и вот, например:

В красоте заключен ужас.

Почти точная копия «Красота — страшная сила» Ф.М.

Похоже, есть в душе Донны Тартт тонкая струнка, отзывающаяся на все русское.

Не хочется говорить о выводах, сделанных по прочтении книги. Ведь там, где происходит убийство, вариантов не так много. Вспомнить хотя бы Раскольникова.

Без сомнений, Тартт скрупулёзно прописывает каждую мелочь, не давая повода усомниться, что это всё почти осязаемо. Вряд ли знатоки греческого упрекнут Тартт в неправдоподобности. Её книги — это полное погружение в сюжет, место, события. Потом, спустя время, кажется, что воспоминания героев — это твои собственные воспоминания. Будто ты сам пережил все эти события, гулял с героями по вермонтским лесам, сидел за книгами в старой библиотеке, пил виски на парковке Фуд Кинга.

В заключении скажу: для автора написать захватывающую книгу, а тем более детектив — дело нехитрое (см. Донцову). Но написать умный, детально продуманный, качественный и интересный детектив, который захочется перечитать, может далеко не каждый, тем более из современных! Именно поэтому я рекомендую Донну Тартт и её «Тайную историю».

Добавить комментарий