Нолан. Фильм Кристофера Довода

Нолан. Фильм Кристофера Довода

Записки любителя кино из края с закрытыми кинотеатрами

«Довод» (Tenet) вышел в РФ еще в августе, но цифровой релиз состоялся только сейчас. Будучи поклонником творчества Кристофера Нолана, я старательно избегал спойлеров, и на удивление получилось. То ли фильм прошел шепотом по пустым залам, то ли зрителей «Довод» не впечатлил.

Вашу маму и там, и тут передают. До чего техника дошла

Сюжет «Довода» крутится вокруг Протагониста (да, с большой буквы), который постепенно знакомится с концепцией реверсивности времени. При этом герой как бы не знает обо всей творящейся вокруг фантасмагории, когда отдельные предметы, а потом люди и машины, а в конце чуть ли не весь мир, начинают двигаться в обратную сторону во времени.

Нолан. Фильм Кристофера Довода

Через Протагониста Нолан знакомит нас с чокнутыми правилами фильма, но потом забывает о зрителе и делает героя всезнайкой, который советуется лишь для галочки. В эти моменты диалоги превращаются в какую-то тарабарщину. Персонажи начинают просто разбрасываться теориями о времени и параллельных вселенных налево и направо, а этому вашему глупому зрителю остается только выбирать, во что верить.

И «Довод» имеет наглость кайфовать сам от себя. Персонажи ухмыляются, подмигивают другу другу и чуть не заканчивают друг за другом предложения — смотрите, мы-то все знаем в отличии от.

Заложенные полутвисты перестают работать уже к середине, потому что герой Роберта Паттинсона без устали намекает на то, что ничего изменить нельзя. А значит все, что ты видишь на экране приведет к хэппи-энду. С ним соглашается и Протагонист. И получается, что они этой веселой компашкой спасают не мир, а буквально сына маминой подруги.

Нолан. Фильм Кристофера Довода

На бумаге «Довод» — действительно интересная концепция. Но зачем-то Нолан дает в русскую клюкву, в истории про закрытые города СССР с плутонием и прочую ахинею уровня РЕН ТВ. В какой-то момент чернокожий Протагонист на серьезных щах начинает обсуждать развал нашей страны с влиятельной индианкой, а на экране то и дело мелькает актер Юрий Колокольников. Реально не хватает только «Бабы-яги» Киану Ривза.

Поймай пулю, держи дулю

Похвалить «Довод» хочется за съемки. Какой бы странный сценарий не был у фильма, Нолан держит свой уровень непоколебимо. Все снято вживую, графики здесь почти нет. Благодаря этому погружаешься в ленту с головой, и ни один элемент не выбивается из богатой и сочной картинки.

Нолан. Фильм Кристофера Довода

Зато реверсивный экшен холодком пробегает по спине. Такого странного ощущения от действия я еще не испытывал. Мозг активно сопротивляется соединять прямолинейный экшен с элементами, которые движутся в обратном направлении. Выглядит это потрясающе, особенно когда камера задерживается на персонажах подольше.

Но из-за реверса у рукопашного экшена отсутствует impact (воздействие), которое и обычным-то фильмам не всегда удается показать. То есть бой в обратной перемотке «Довода» превращается в балет, где ничего никому не угрожает. А учитывая, что постановка боя в фильме и есть самый настоящий танец, то это уже балет в квадрате.

Тоже самое и со стрельбой. Пуля не попадает в человека, это человек выплевывает пулю из себя обратно в пистолет, который, получая ее назад, не делает громкий бум. Из-за этого экшен будучи чертовски изобретательным становится лишь набором странных динамичных картинок, где зритель не может почувствовать действие. Для меня это чрезвычайно странный опыт, который я до конца так и не осознал.

«Берешь, значит, время и давишь на него с двух сторон»

автокино

«Довод» — кино-самолюбование. Нолан и авторы тащатся от того, что делают. Это ощущается на экране, но для того, чтобы самому получить удовольствие, нужно быть с ними на одной волне. У меня не получилось. По мне это шаг назад для знаменитого режиссера, от которого я бы хотел увидеть нечто более приземленное. Не спасение мира через двадцать-пять теорий, а какую-нибудь простую крепкую историю.

Но мне кажется, что он на это уже никогда не пойдет. Потому что Нолан — йинег.


Добавить комментарий